ЗНАЧЕНИЕ ФИГУРОК В ЧАЙНОЙ КУЛЬТУРЕ

5 ноября 2019

В чайной церемонии, кроме обычных атрибутов (чайник, чахай, пиалы и др.), есть и такие, в которых вы не сможете заварить чай или вдохнуть аромат сухого чайного листа.

И все же они занимают особое место на чайной доске.

Чайные фигурки, воплощенные в изображении различных божеств и духов, а так же всевозможных мыслимых и немыслимых вариантах, можно встретить практически на каждой чайной доске.


Такие маленькие, но от этого не менее важные атрибуты чайного пространства олицетворяют так называемый «дух чая в материальном обличии».
Считается, что первым проливом во время чайной церемонии нужно омыть фигурки, тем самым как бы отдать дань уважения духам чая.

Задолго до осмысленных изображений фигурок на край чабани ставили обожженные кусочки глины, оставшиеся от неудачно выполненной утвари.
Эта глина выполняла самую прикладную функцию: перед тем, как залить свежим кипятком чайный лист, его поливали на глину и смотрели за ее реакцией.
Таким образом проверяли готовность кипятка - готов ли он к церемонии или стоит продолжить кипячение воды.

Ещё в начале 13-го века китайские гончары начали формировать из исинской глины разных мифических существ, зодиакальных животных, изображения божеств и другие талисманы, относящиеся как к китайской чайной культуре, так и к китайской культуре в общем.

Фото из личного архива Юрия Юрийчука, основателя «Чайной Гавани»


В настоящее время в числе материалов до сих пор самой распространенной считаются различные сорта глины, но можно встретить керамические, каменные и фарфоровые фигурки, так же существуют экземпляры из обливной керамики и из специальных полимерных составов, которые меняют цвет, при резком воздействии на них высоких температур.

Сегодня чайный рынок переполнен всевозможными вариантами видов и материалов, но традиционные - или «классические» - изображения фигурок никогда не уйдут с чабаней.
Мы же расскажем о самой популярной «троице», завсегдатаях большинства чайных досок:

ХОТЕЙ (Смеющийся Будда)

Фото из личного архива Юрия Юрийчука, основателя «Чайной Гавани»


Один из семи богов счастья в синтоизме (традиционной религии Японии). До наших дней Хотей дошел как символ богатства, счастья и веселья. Исконно он был символом, приносящим удачу.

Данным-давно в Китае жил маленький и толстенький монах по имени Цхе-Цхы. Он не мог усидеть на одном месте, и по этой причине постоянно странствовал с деревянными четками и холщовым мешком.

Куда бы не пришел Хотей, у людей появлялись счастье, здоровье и благополучие. А когда местные люди спрашивали у него, что же все-таки у него в мешке, он отвечал, что в мешке носит «весь мир».

ТРЕХЛАПАЯ ЖАБА

Фото из личного архива Юрия Юрийчука, основателя «Чайной Гавани»


Символ материального благополучия и исполнения желаний.

Легенда гласит, что когда-то в молодости жаба была очень жадным и корыстным юношей, который воровал у местных жителей золото.
Никто не мог его поймать и пресечь его хулиганства.
Тогда люди пошли к Будде просить о помощи.
Выслушав людей, Будда пошел на встречу с юношей и превратил того в жабу.

Это нисколько не остановило парня, и воровство продолжалось дальше.
Жители деревни снова обратились к Будде, и тогда он лишил юношу задней лапки.
Только тогда жаба стала медленной и неуклюжей и перестала воровать.
С тех пор жаба раздает награбленное богатство нуждающимся, выплевывая монетки, чтобы вернуть свою лапку прежний облик.

ЛУЙ ЮЙ


Автор первого трактата о чае - «Ча Цзин» (Чайный канон).
Исторические источники рассказывают, что Лу Юя еще в младенчестве мать бросила на берегу озера недалеко от буддийского храма. Беззащитного ребенка вскоре подобрали монахи и дали имя Лу Юй.
С китайского его имя переводится как «лебединые перья» (Лу - «лебедь», Юй – «перья»).

В храме Лу Юя научили чайному искусству: выращиванию, сбору и завариванию чая. При таком образе жизни было сложно не заинтересоваться чайной культурой.
В монастыре Лу Юй вырос, научился чтению и письму, но стать монахом он не захотел, отчего подался в вольное путешествие по провинциям Китая.

Каждый год он переезжал из провинции в провинцию, останавливался в монастырях, посещал плантации чая и открывал новые родники.
В 760 году Лу Юй с гор Сяцзяшань направился к Шао Си, где остепенился и начал жить отшельником.
Там он и писал свой знаменитый «Чайный канон».

Фото из личного архива Юрия Юрийчука, основателя «Чайной Гавани»


Стоит уточнить, что эти истории - не истина в последней инстанции, и варианты происхождения могут разниться или отличаться в деталях, что не так важно для непрофессиональных историков китайской культуры - для всех нас.

Каждая фигурка несет в себе свой собственный сокровенный смысл.
Помимо вышеупомянутых, также популярны фигурки и других семи богов счастья, важную роль играют зодиакальные животные, фигурки Бодхидхармы и многих других.

Фото из личного архива Юрия Юрийчука, основателя «Чайной Гавани»


А если в вашей чайной коллекции нет ни одной фигурки, то это не повод расстраиваться.

В магазинах «Чайной Гавани» можно найти чайного друга на любой вкус и цвет.

Это может быть как кто-то из нашего рассказа, так и кто-то совершенно неожиданный - старые и молодые монахи, играющие на традиционных китайских музыкальных инструментах инструментах, драконо-черепахи или выдра. =D
Мы всегда рады каждому, кто заглянет к нам в гости на чашку горячего чая.